Введение в искусство
кулачного боя Шаолиня Некоторые принципы боевого
искусства Шаолиня Из тайных наставлений
монахам Шаолиня
|
Введение в искусство кулачного боя Шаолиня Рука - поистине драгоценный инструмент человека, используемый
во всех видах творческой деятельности, а кулак - оружие, созданное природой,
которое всегда при нем и умелое владение которым зависит от самого человека. Искусство
кулачного боя Шаолиня, или шаолиньская школа, - один из древних и самых
совершенных стилей боевого искусства Китая. Благодаря своей простоте и
безыскусности, силе и мощи, обилию комбинаций, энергетичности и подвижности,
а также боевой направленности, шаолиньцюань при продолжительной практике
может служить средством оздоровления и продления жизни. Легкость и
филигранное мастерство уподобляют занимающегося летящему дракону, а высокая
эффективность этого направления, как одного из способов самообороны выделяет
шаолиньцюань из других видов боевых искусств. Широко распространившись в
самом Китае, он покорил и весь мир. Происхождение
шаолиньцюань
Шаолиньцюань зародился в монастыре Шаолинь, построенном при династии
Северная Вэй в 495 году на горе Суншань (центральной среди пять священных гор)
под сенью вершины Ужу напротив горы Шаоши, что в уезде Дэнфэн провинции
Хэнань. Поскольку монастырь находился среди густых и высоких лесов,
покрывавших горы, он и получил название "Шаолинь" - "Молодой
лес".
В 527 году, претерпев все трудности и опасности далекого пути, в
Шаолинь для распространения своего учения приехал монах Дамо (Бодхидхарма).
Он исповедовал "совершенствование души в состоянии покоя". Долгие
девять лет вел он, сидя в размышлениях и не видя ничего, кроме голых стен грязной
пещеры. Длительные медитации истощили его тело и душу, да и дикие звери,
обитавшие поблизости, были далеко небезопасны. Все это подвигло его на поиски
тех или иных способов укрепления тела духа, защиты от опасностей, с которыми
сопряжена жизнь в горах. В результате возник дамоцюань - комплекс упражнений
для укрепления мышц, оживления кровообращения, обретения бодрости духа и
противостояния диким зверям, основанный на имитации движений птиц и животных,
а также характерных для трудовой деятельности человека. На этой основе в
процессе неустанных тренировок многих поколений монахов система, изобретенная
Дамо совершенствовалась и шлифовалась. Благодаря освоению опыта выдающихся
мастеров ушу как в самом монастыре, так и за его пределами, восприятию всего
самого ценного из лучших достижений ушу всех эпох (монахи Шаолиня в разное
время успешно осваивали различные методики ушу, например: "36 приемов
школы Длинный кулак" (саньши лю чанцюань)императора Чжао Куанъиня эпохи
Сун; "18 приемов" (шиба шоу) сунского полководца Юэ Фэя;
"Секира" (юэя фу) Чэн Яоцзиня и "Копье в цветах сливы"
(мэйхуа цян) Ло Чэна, жившего в эпоху Тан; "Меч осеней и весен"
(чуньсю дао) военачальника эпохи Троецарствия Гуань Юньчжана; "Игры пяти
зверей" знаменитого врача Хуа То) постепенно сформировалось не имевшее
себе равных, особенно в период между династиями Тан и Мин, направление ушу -
шаолиньцюань. Содержание
шаолиньцюань
На ранней стадии развития шаолиньцюань включал лишь "18 приемов
архатов" (такие как "танец журавля", "танец
дракона", "погонять лошадь", "бурная радость прекрасной
женщины", "мальчик молится Гуаньинь", "святой
поворачивается спиной" и другие), которые постепенно оформились в
знаменитую школу лоханьцюань. К началу эпохи Сун (960-1279) к "18
приемам архатов" добавилось еще более двухсот (включая и те, которые
были наиболее популярны и за пределами монастыря, например, "36 приемов
школы Длинный кулак" (саньши лю чанцюань) и так далее), которые
отличались не только количеством и разнообразием, но и непревзойденной техникой,
что способствовало их широкому распространению как в Китае, так и во всем
мире. В период эпохи династии Цин (1644-1911) Шаолинь стал приходить в
упадок, большинство видов кулачного боя было утеряно. В настоящее время
монахи самого монастыря и старые мастера ушу за его пределами владеют не
более, чем тридцатью с небольшим комплексами, такими как "Малый красный
кулак", "Большой красный кулак", "Кулак цветов
сливы", "Обезьяний кулак", "Кулак семи звезд",
"Кулак-мысль", "Мягкий кулак" и другие. Особенности кулачного
боя Шаолиня
Некоторые примеры боевых
заслуг усэнов
Своей славой в Китае и за его пределами Шаолинь, конечно, обязан
зародившемуся в нем искусству кулачного боя. Уже говорилось о том, что Дамо и
его последователи в результате чрезмерного "сидения в покое"
ослабли и страдали различными недомоганиями.
Как средство избавления от недугов и появилось искусство кулачного
боя. Однако события складывались так, что волей-неволей монахи Шаолиня были
втянуты в мирские политические проблемы. Особенно остро это проявилось на
рубеже династий Суй (581-618) и Тан (618-907). В 621 году князь государства
Ци Ван Лиюань вступил в сражение с князем государства Чжэн Ван Шичуном и был
разбит. Когда опасность вплотную приблизилась к монастырю, монахи во главе с
Чжу Чжицао и Хуэй Чаном на одном из узких перевалов неожиданно напали на
противника, отрезали ему путь к отступлению и разгромили войско государства
Чжэн. Воины-монахи захватили в плен племянника Ван Шичуня Ван Жэньцзэ и
доставили его в танский лагерь, оказав тем самым неоценимую услугу танскому
императору Ли Шиминю. Участие в боевых действиях воинов-монахов сыграло
определенную роль в падении династии Суй и становлении династии Тан. Ли
Шиминь по достоинству оценил боевые заслуги Шаолиня и во время аудиенции
лично вручил награды предводителям монахов, а также пожаловал монастырю около
300 гектаров прекрасных земель. С тех пор начался расцвет Шаолиня, а слава о
усэнах распространилась по всему миру. Именно об этом эпизоде рассказывается
в дошедшем до нас народном предании "Тридцать монахов спасают
императора".
В эпоху Мин (1368-1644) в период Цзяцзин на юго-восточном побережье
Китая бесчинствовали японцы. В это тяжелое время мастер шаолиньцюань монах Юе
Кун, отобрав тридцать с лишним монахов, создал небольшой отряд, который под
покровом ночи приблизился к неприятелю и, действуя железными палками, в
жестоком бою одолел японских захватчиков. Еще одно предание гласит: "На
заре династии Мин ее основатель Чжу Хунъу лично пришел в Шаолинь за помощью.
Пятьсот усэнов монастыря выступили против юаньского императора и прогнали
его, что неоспоримо свидетельствует о высоком патриотическом духе шаолиньских
монахов".
Как следует из сохранившихся исторических документов и преданий,
искусству кулачного боя в Шаолине обучались сунский император Чжао Куанъинь,
минский император Чжу Хунъу, а также исторические персонажи У Сун и Лу Чжи. Развитие шаолиньцюань
в новейший период
После образования КНР Шаолинь получил второе рождение. Правительство
неоднократно выделяло средства для реставрационных работ в монастыре. Сейчас
Шаолинь представляет собой целый комплекс величественных храмов, окруженных
сверкающими золотом стенами и украшенных великолепными узорами. Это
грандиозное зрелище никого не оставляет равнодушным. Лица пожилых обитателей
монастыря светятся счастьем. Их не покидает жизнерадостное настроение - они
вновь могут жить, как и в молодые годы, по канонам буддизма. Не изменился
уклад жизни Шаолиня: днем - тяжелый крестьянский труд, утром и вечером -
усердные занятия шаолиньцюань и кропотливая работа по воспитанию и обучению учеников
монастыря.
В КНР уделяется большое внимание развитию этого направления ушу. Еще в
50-е годы была создана ассоциация боевого искусства Шаолиня, призванная
заниматься восстановлением, систематизацией и поддержкой шаолиньцюань. Эта
мера полностью себя оправдала. В целях привлечения в ряды поклонников боевого
искусства Шаолиня как можно больше числа людей и дальнейшего
совершенствования самого искусства в 1981 году было выделено 300 000 юаней
для строительства на территории монастыря Зала боевого искусства Шаолиня,
предназначенного для занятий шаолиньцюань и проведения мероприятий по обмену
опытом с любителями ушу из других стран.
В последние годы шаолиньцюань приобрел широкую популярность в
спортивных и религиозных кругах многих стран мира. Делегации из десятков
стран, таких как США, Великобритания, Франция, Япония и многих других
регулярно приезжают в Шаолинь для знакомства с монастырем и обмена опытом.
Особо следует отметить японского мастера боевых искусств монаха Цзун Даочэня,
который не раз посещал Шаолинь для изучения местных методик и передачи своего
мастерства. Во многих странах созданы организации, занимающиеся
популяризацией шаолиньцюань.
Таким образом, боевое искусство Шаолиня имеет замечательные
перспективы. Кроме того, шаолиньцюань является прекрасным средством
укрепления мира и дружбы китайского народа с народами других стран. "Цигун и Спорт" №2 1994 год.
|
|