Введение в искусство
кулачного боя Шаолиня Некоторые принципы боевого
искусства Шаолиня Из тайных наставлений
монахам Шаолиня
|
Известные мастера Шаолиня
Су Си, Юн Сян
По традиции основателем буддийской школы чань, ее первым патриархом,
считается Бодхидхарма (кит. Дамо), он же считается и создателем монастырского
ушу. После своей смерти он оставил два трактата «Канон об изменении мышц» и
«Канон об очищении костного мозга», а также стиль «Кулак архатов раннего
неба».
Все патриархи чань-буддизма внесли большой вклад в развитие ушу
Шаолиня и были известны как мастера боевых искусств. Особенно почитаются
первые шесть: - Дамо, - Хуэй Кэ, - Цэн Цань, - Дао Синь, - Хун Жэнь, - Хуэй
Нэн. При шестом патриархе Хуэй Нэне (конец VII века) учение чань разделилось
на две ветви: северную и южную. Хуэй Нэн стал создателем южного направления
чань. О нем сохранилось много легенд. Как и другие патриархи, своих учеников
он обучал не только философским премудростям, но и боевым приемам. Любимый
ученик Шестого патриарха Сюаньчао в своем стихотворении так выразил мощный
дух усэна (монаха-воина): Как львиный рык звучит ученье смелых
духом, Вся живность мелкая от страха гибнет, И даже мощный слон позорно мчится прочь. И только лишь дракон на небе радостно ему
внимает.
При династии Тан (618-907 гг.) гремела слава мастера Цзэ Хунбэя. В
шаолиньское ушу он привнес «обманный стиль», разработал и собрал множество
разнообразных приемов и уловок, которые затем стали широко применяться
монахами.
При Сунах (960-1279 гг.) прославился мастер Чжао Хуанинь. Он
разработал несколько новых стилей, которые быстро завоевали популярность.
Искусством коротких ударов славился наставник Фу Ю, в бою на ближней
дистанции ему не было равных. Многое из его техники вошло в боевые искусства
Шаолиня.
Немало легенд сохранилось о славном мастере ушу монахе Сяо Шане.
При монгольской династии Юань (1279-1368 гг.) на традиционные воинские
искусства был наложен запрет, и история не сохранила имена известных мастеров
Шаолиня этой поры.
Особую роль в развитии монастырского боевого искусства сыграл Бай
Юйфэн.
По одной легенде он вместе с монахом Цзяо Юанем и старым мастером ушу
Ли Чэнем создал новый стиль, вобравший лучшие приемы школ тигра, леопарда,
дракона, змеи, журавля. По другой версии он в возрасте пятидесяти лет пришел
в Шаолинь и стал изучать боевые искусства, а затем разработал стили
«Тринадцать захватов Шаолиня», «Пять кулаков Шаолиня» и некоторые другие,
которые вошли в сокровищницу стилей шаолиньского ушу.
Следует сказать и о Цзяо Юане. Он считается создателем известных 72
приемов шаолиньского ушу, а также 170 приемов звериных стилей. Наставник Цзяо
происходил из богатого рода и получил хорошее образование. Еще с детства в
нем жила любовь к воинской доблести. И как большинство аристократов, он с
ранних лет изучал ушу и особенно славился как фехтовальщик на прямых мечах. В
поисках смысла жизни Цзяо ушел в Шаолинь и постригся в монахи. В течение
долгих лет, проведенных в монастыре, он закалял свое тело и дух, занимался
ушу. Овладев его секретами, Цзяо Юань сам стал разрабатывать новые приемы,
главным образом это были захваты, зажимы и заломы, многие из них стали
неотъемлемой частью боевого искусства Шаолиня.
Как гласит легенда, как-то, путешествуя по Китаю, Цзяо Юань повстречал
мастера ударов по болевым точкам Ли Чэня и его друга Бай Юйфэня и создал с
ними стиль на основе приемов из стилей леопарда, тигра, журавля, змеи и
дракона. Новый стиль стал одной из жемчужин Шаолиня.
В эпоху Мин (1362-1644 гг.) по всей Поднебесной разнеслась слава о
мастере Тун Чане, которому не было равных даже среди бойцов Шаолиня.
При Цинах (1644-1911 гг.) прославились монахи Те Чжай, Чжи Шань, Чжи
Го, Чжэнь Цзюй, У Чжан, Гу Лунь. Учитель Чжэнь Цзюнь -
мастер полета
Чжэнь Цзюнь жил при династии Цин. Попал в Шаолиньский монастырь в
возрасте шести лет. Его наставником в боевых искусствах был известный мастер
Чунь Чжи. Чжэнь был внимательным и старательным учеником. Ежедневно, выполнив
все хозяйственные работы, которые ему поручали, он самозабвенно тренировался.
Учитель не мог не обратить внимания на этого трудолюбивого и настойчивого
мальчика. Он многому научил его, раскрыл немало секретов шаолиньских усэнов.
Однажды Чэнь услышал о тайном искусстве монахов становиться легче пуха,
перелетать через ущелья, как птицы, и попросил наставника обучить его этому.
Чунь Чжи сказал, что любому искусству надо учиться у непревзойденного мастера.
Таковым был старший монах Цзи Цзинь и Чжэнь Цзюнь с «почтением просил» Цзи
Цзиня стать его наставником в «искусстве легкости» (цин гун).
Чтобы обучиться искусству летать, как птицы, Чжэнь с восьми лет стал
носить на ногах железные браслеты по полцзиня весом (1 цзинь - 0,5 кг) по
одному цзыню на каждой ноге. Ежедневно он просыпался рано утром и до того,
как монахи начинали свои тренировки, спишел в зал Тысячи Будд и девять раз
перепрыгивал через вмятины в полу от ного 48 монахов. Поздно вечером, когда
зал пустел, он снова повторял свои прыжки. После особенно тяжелого трудового
дня во время страды, придя с поля усталым, маленький служка снова и снова
прыгал через выбоины в каменном полу. Даже во время болезни он выполнял
несколько прыжков.
Чжэнь Цзюнь никогда не снимал вериг. Постепенно он заменял старые
браслеты на более тяжелые и к 20 годам на ногах носил груз в 40-60 цзиней
(20-30 цзиней каждый браслет). Во время занятий ушу он был также быстр и
легок, как и другие. Когда он снимал свои браслеты, то свободно вспрыгивал на
крышу дома, перелетал со скалы на скалу.
Чжэнь Цзюнь, как и все остальные монахи, придерживался строгих правил
жизни. Он был вегетарианцем, ел мало, не более 1 цзиня в день. После еды
обязательно гулял. Он говорил, что на рассвете надо идти навстречу звездам, а
после еды обязательно надо пройти сто шагов. Каждый день он вставал около
трех часов утра и через северные ворота монастыря быстрым шагом поднимался на
вершину горы Чжуфэн. Прогулка занимала два часа, после этого он шел в зал
тренироваться. Вечером он долго занимался при свете звезд и луны. Перед сном
снова совершал прогулку в горы. Хай Дэн -
человек-легенда
Хай Дэн скончался в январе 1989 года в возрасте 88 лет. Он был живой
легендой, одним из последних могикан «старого Шаолиня».
Хай Дэн родился в провинции Сычуань в семье портного. Жили очень
бедно. С семи лет будущий мастер стал изучать секреты ушу, первым его
учителем был родной дядя. Мальчик отличался необыкновенным упорством и через
два года свободно выполнял сложные гимнастические упражнения и хорошо владел
базовой техникой. Такую же настойчивость и большие способности он проявил в
учебе. Хай Дэн был первым учеником в школе, и ему даже доверяли проводить
занятия вместо учителя.
В 12 лет на него обрушилось горе: от рук бандитов погиб отец. Но Хай
Дэн не бросил учебу, в 17 лет поступил в училище и в то же время продолжал
усердно заниматься ушу. Он стремился достичь гармонии тела и духа. Поиски
смысла жизни привели к буддизму. С 17 лет он начал серьезно с присущей ему
самоотдачей и настойчивостью изучать учение Будды. Судьба благоволила к нему.
Из монастыря Шаолинь в провинцию Сычуань прибыло несколько монахов. Один из
них, Юнь Чань, поселился при храме Чжаоцзюэ в городе Чэнду. Весть об этом
дошла до Хай Дэна, он отрпавился в город и попросил монаха стать его
наставником. Видя рвение юноши и поняв, что он обладает всеми необходимыми
моральными качествами для изучения боевых искусств, Юнь Чань согласился взять
его в ученики, а позже познакомил с Чу Фэном и Дань Янем, монахами из
Шаолиня, которые поселились в священных горах Эмэй.
Под руководством новых опытных наставников Хай Дэн делал большие
успехи. Он так научился управлять своей внутренней энергией, что во время
занятий мог заставить забурлить воду в кувшине. Рассказывают также, что
однажды Хай Дэн, будучи навеселе, заплутал и спросил дорогу у полицейского,
но тот даже не обернулся. Хай Дэн в сердцах махнул рукой, и полицейский,
который находился от него на расстоянии трех метров, упал, как от удара.
После окончания учебы Хай Дэн вместе со своими наставниками отправился
в паломничество по святым местам Китая. В 1926 году он был пострижен в монахи
и получил имя Хай Дэн. Его заслуги в области храмового ушу были высоко оценены,
и в 1933 году известный мастер Шаолиня Чжу Чжихань взял молодого монаха в
ученики (Чжу Чжихань умер в 1963 году в возрасте 103 лет). В 26 лет Хай Дэн
стал наставником.
В 1937 году его назначили настоятелем одного из храмов в провинции
Сычуань. Рассказывают, что как-то в горах он втретил 23 разбойника, своей
необычной силой он так их испугал, что они ушли из этого района.
В 1946 году Хай Дэн выступил на соревнованиях по ушу в Чэнду. Там он
одержал уверенную победу над всеми соперниками, затем был приглашен в Шаолинь
в качестве наставника по боевым искусствам.
В 1947 году он переехал в Шанхай и стал преподавать там ушу. Он
принимал участие в редактировании многих книг и пособий по боевым искусствам,
был консультантом фильма про народного героя У Суна. В период «культурной
революции» Хай Дэн был выслан в родные места, в течение десяти лет вел жизнь
отшельника и непрерывно занимался ушу.
В 1979 году в Пекине была проведена всекитайская конференция
буддистов. Все присутствующие приветствовали Хай Дэна горячими
аплодисментами. Его боевое искусство высоко оценил Панчен-лама.
В конце 1982 года по просьбе монахов Шаолиня он стал наставником ушу в
монастыре.
Наставник Хай Дэн был известен и как знаток китайской медицины. Он
всегда говорил, что тот, кто хочет добиться успехов в ушу, должен знать
медицину и уметь оказать необходимую помощь. Хай Дэна приглашали для
консультаций к руководителям страны, он обучал их древним рецептам продления
жизни. Хай Дэн известен и как знаток священных книг, некоторые каноны он мог
декламировать наизусть.
Как все видные монахи чань-буддизма, наставник Хай Дэн занимался
литературным творчеством. Многие его стихи высоко оценил известный мастер
художественного слова Го Можо. В провинции Сычуань был выпущен поэтический
сборник «Стихи бродячих монахов Шаолиня». В него вошло более 190 произведений
Хай Дэна. Славился он также и как каллиграф.
Большое внимание наставник Хай Дэн уделял морально-этической стороне
воинского искусства. Он никогда не брал в ученики тех, кто был зол,
агрессивен или нечестен.
Жил Хай Дэн, подчиняясь строгим монашеским правилам. Питался раз в
день, полностью воздерживался от мяса, даже зимой не носил теплую одежду. На
себя тратил очень мало, в основном помогал больным и бедным. Поселившись в
монастыре, помогал деньгами монашеской братии и своей родной деревне.
В последние 40 лет Хай Дэн ночью медитировал. Он садился в позу
«лотоса», прикрывал глаза и до утра погружался в глубокую медитацию.
Ежедневные упражнения ушу и цигун закалили дух и тело наставника. В
возрасте 75 лет он мог стоять на двух пальцах в течение 50-60 минут (в
молодости выполнял это упражнение в течение двух часов).
Хай Дэн в совершенстве исполнял 100 комплексов Шаолиня, владел всеми
18 видами оружия, но особенно славился своим искусством фехтования на прямых
мечах. Когда он наносил удары мечом, был слышен только свист рассекаемого
воздуха, а от сверкания клинка рябило в глазах. Несмотря на малый рост (160
см) и небольшой вес, Хай Дэн обладал мощнейшим ударом. Во время его
пребывания в Шанхае сила удара по замерам составила 500 кг. Когда наставник
вставал в стойку, его трудно было сдвинуть с места. Он в совершенстве владел
не только «искусством тяжести, но и «искусством легкости», мог легко
вспрыгнуть на крышу одноэтажного дома.
Хай Дэн в совершенстве владел «тремя волшебными искусствами Шаолиня»:
«искусством движения на столбах сливы-мэйхуа»; «искусством ребенка»;
«искусством созерцания пальцев».
«Искусство движения на столбах сливы-мэйхуа» заключается в выполнении
приемов ушу на 11 столбах диаметром 16 см и высотой 4 метра. Многие
упражнения, такие как «журавль на одной ноге», «танцующий тигр», «бьющий
хвостом дракон» и другие, сложно выполнить даже на земле, а он демонстрировал
их на высоченных столбах.
«Искусство ребенка» заключается в выполнении сложных поз, требующих
необыкновенной подвижности суставов и эластичности связок. Оно включает 32
позиции и напоминает «индийскую йогу».
«Искусство созерцания пальцев» - это сложное медитативное упражнение в
стойке на одном или двух пальцах. Настоятель Дэ Чань
С 1955 года монастырь Шаолинь находится под неустанной заботой Дэ
Чаня. Он является тридцать первым настоятелем этого монастыря. При нем
Шаолинь вернулся к новой жизни. Интересна судьба этого человека.
Родился Дэ Чань в 1907 году в уезде Дэнфэн провинции Хэнань. Настоящее
его имя Лю Хуэйдун. Семья была большая, очень бедная и, когда Лю исполнилось
семь лет, отец отдал его в монастырь Шаолинь. В старом Китае родители очень
часто отдавали своих детей в монастыри, чтобы спасти их от нищеты, а то и от
голодной смерти. В Шаолине мальчик выполнял посильные хозяйственные работы, а
через год его взяли в монастырскую школу. Лю прилежно учился и делал
определенные успехи, затем его направили в храм Хуанвань (провинция Хубэй)
для продолжения обучения. Здесь юный монах изучал китайскую медицину и
постигал учение Будды. Четыре года прошли в усердных занятиях. Известный
врачеватель, старый монах Цзи Сюэ, который опекал мальчика, был доволен своим
учеником. Затем Дэ Чань попал в монастырь Хуэйшань, а скоро снова оказался в
Шаолине. Судьба Дэ Чаня неразрывно связанна с монастырем, с тяжелыми и
радостными событиями в его истории. В 1928 году, когда монастырь был сожжен,
Дэ Чань спас многие священные каноны. Другим тяжелым испытанием для монастыря
была «культурная революция». Монастырь был разграблен, монахи, в том числе и
Дэ Чань, были репрессированы.
Но Дэ Чань твердо верил в возрождение Шаолиня, и в конце концов его мечты
осуществились: монастырь возродился, о чем знает весь мир.
Сейчас Дэ Чань, как и в юности, полон сил и энергии. Немалую роль в
этом играют регулярные занятия ушу и цигун.
Дэ Чань с благодарностью вспоминает своего наставника Чжэнь Цзюня и Бай
Сугуана. Сечас он сам передает свои знания молодому поколению монахов. Старый
настоятель в совершенстве владеет «Большим и малым красным кулаком», «Кулаком
мысли и сердца». Когда он выполняет комплексы, его движения все также легки и
грациозны, как и в молодости. Он гибок, как ивовый прут, подвижен, как
играющая обезьяна, грозен, как свирепый тигр и исполнен мощи, как плывущий
дракон.
В знак признания заслуг в области ушу его избрали руководителем группы
изучения боевых искусств Шаолиня, почетным директором школы боевых искусств
Шаолиня.
Очень большим авторитетом Дэ Чань пользуется в религиозных кругах. Он
является членом правления буддийской ассоциации Китая, первым заместителем
председателя буддийской ассоциации провинции Хэнань.
Не забывает Дэ Чань и уроки своего учителя Цзи Сюэ, открывшего ему
секреты китайской медицины. Многим больным он помог избавиться от недуга. «Цигун и Спорт» №5-6 1994 год.
|
|