Написать письмо

Сделать_стартовой

Гостевая книга

В "Избранное"

 

 

Базовое таолу

 

18 приемов монахов Шаолиня

 

Моральный кодекс Шаолиня

 

Введение в искусство кулачного боя Шаолиня

 

Монастырь Шаолинь

 

Ингун (наработка тела)

 

Цингун (легкие шаги)

 

Основные позиции

 

Питание

 

Цзибэньгун (наработка)

 

Некоторые принципы боевого искусства Шаолиня

 

Из тайных наставлений монахам Шаолиня

 

Стили боевых искусств Шаолиня

 

Мастера

 

Искусство крика

 

72 вида приемов Шаолиня

 

Наработка на мешках

 

72 искусства Шаолиня

 

Forex

 

Блог

Реклама в системе обмена посетителями и обмена письмами

 

Известные мастера Шаолиня

 

Су Си, Юн Сян

 

 

     По традиции основателем буддийской школы чань, ее первым патриархом, считается Бодхидхарма (кит. Дамо), он же считается и создателем монастырского ушу. После своей смерти он оставил два трактата «Канон об изменении мышц» и «Канон об очищении костного мозга», а также стиль «Кулак архатов раннего неба».

     Все патриархи чань-буддизма внесли большой вклад в развитие ушу Шаолиня и были известны как мастера боевых искусств. Особенно почитаются первые шесть: - Дамо, - Хуэй Кэ, - Цэн Цань, - Дао Синь, - Хун Жэнь, - Хуэй Нэн. При шестом патриархе Хуэй Нэне (конец VII века) учение чань разделилось на две ветви: северную и южную. Хуэй Нэн стал создателем южного направления чань. О нем сохранилось много легенд. Как и другие патриархи, своих учеников он обучал не только философским премудростям, но и боевым приемам. Любимый ученик Шестого патриарха Сюаньчао в своем стихотворении так выразил мощный дух усэна (монаха-воина):

 

Как львиный рык звучит ученье смелых духом,

Вся живность мелкая от страха гибнет,

И даже мощный слон позорно мчится прочь.

И только лишь дракон на небе радостно ему внимает.

 

     При династии Тан (618-907 гг.) гремела слава мастера Цзэ Хунбэя. В шаолиньское ушу он привнес «обманный стиль», разработал и собрал множество разнообразных приемов и уловок, которые затем стали широко применяться монахами.

     При Сунах (960-1279 гг.) прославился мастер Чжао Хуанинь. Он разработал несколько новых стилей, которые быстро завоевали популярность. Искусством коротких ударов славился наставник Фу Ю, в бою на ближней дистанции ему не было равных. Многое из его техники вошло в боевые искусства Шаолиня.

     Немало легенд сохранилось о славном мастере ушу монахе Сяо Шане.

     При монгольской династии Юань (1279-1368 гг.) на традиционные воинские искусства был наложен запрет, и история не сохранила имена известных мастеров Шаолиня этой поры.

     Особую роль в развитии монастырского боевого искусства сыграл Бай Юйфэн.

     По одной легенде он вместе с монахом Цзяо Юанем и старым мастером ушу Ли Чэнем создал новый стиль, вобравший лучшие приемы школ тигра, леопарда, дракона, змеи, журавля. По другой версии он в возрасте пятидесяти лет пришел в Шаолинь и стал изучать боевые искусства, а затем разработал стили «Тринадцать захватов Шаолиня», «Пять кулаков Шаолиня» и некоторые другие, которые вошли в сокровищницу стилей шаолиньского ушу.

     Следует сказать и о Цзяо Юане. Он считается создателем известных 72 приемов шаолиньского ушу, а также 170 приемов звериных стилей. Наставник Цзяо происходил из богатого рода и получил хорошее образование. Еще с детства в нем жила любовь к воинской доблести. И как большинство аристократов, он с ранних лет изучал ушу и особенно славился как фехтовальщик на прямых мечах. В поисках смысла жизни Цзяо ушел в Шаолинь и постригся в монахи. В течение долгих лет, проведенных в монастыре, он закалял свое тело и дух, занимался ушу. Овладев его секретами, Цзяо Юань сам стал разрабатывать новые приемы, главным образом это были захваты, зажимы и заломы, многие из них стали неотъемлемой частью боевого искусства Шаолиня.

     Как гласит легенда, как-то, путешествуя по Китаю, Цзяо Юань повстречал мастера ударов по болевым точкам Ли Чэня и его друга Бай Юйфэня и создал с ними стиль на основе приемов из стилей леопарда, тигра, журавля, змеи и дракона. Новый стиль стал одной из жемчужин Шаолиня.

     В эпоху Мин (1362-1644 гг.) по всей Поднебесной разнеслась слава о мастере Тун Чане, которому не было равных даже среди бойцов Шаолиня.

     При Цинах (1644-1911 гг.) прославились монахи Те Чжай, Чжи Шань, Чжи Го, Чжэнь Цзюй, У Чжан, Гу Лунь.

 

Учитель Чжэнь Цзюнь - мастер полета

 

     Чжэнь Цзюнь жил при династии Цин. Попал в Шаолиньский монастырь в возрасте шести лет. Его наставником в боевых искусствах был известный мастер Чунь Чжи. Чжэнь был внимательным и старательным учеником. Ежедневно, выполнив все хозяйственные работы, которые ему поручали, он самозабвенно тренировался. Учитель не мог не обратить внимания на этого трудолюбивого и настойчивого мальчика. Он многому научил его, раскрыл немало секретов шаолиньских усэнов. Однажды Чэнь услышал о тайном искусстве монахов становиться легче пуха, перелетать через ущелья, как птицы, и попросил наставника обучить его этому. Чунь Чжи сказал, что любому искусству надо учиться у непревзойденного мастера. Таковым был старший монах Цзи Цзинь и Чжэнь Цзюнь с «почтением просил» Цзи Цзиня стать его наставником в «искусстве легкости» (цин гун).

     Чтобы обучиться искусству летать, как птицы, Чжэнь с восьми лет стал носить на ногах железные браслеты по полцзиня весом (1 цзинь - 0,5 кг) по одному цзыню на каждой ноге. Ежедневно он просыпался рано утром и до того, как монахи начинали свои тренировки, спишел в зал Тысячи Будд и девять раз перепрыгивал через вмятины в полу от ного 48 монахов. Поздно вечером, когда зал пустел, он снова повторял свои прыжки. После особенно тяжелого трудового дня во время страды, придя с поля усталым, маленький служка снова и снова прыгал через выбоины в каменном полу. Даже во время болезни он выполнял несколько прыжков. 

     Чжэнь Цзюнь никогда не снимал вериг. Постепенно он заменял старые браслеты на более тяжелые и к 20 годам на ногах носил груз в 40-60 цзиней (20-30 цзиней каждый браслет). Во время занятий ушу он был также быстр и легок, как и другие. Когда он снимал свои браслеты, то свободно вспрыгивал на крышу дома, перелетал со скалы на скалу.

     Чжэнь Цзюнь, как и все остальные монахи, придерживался строгих правил жизни. Он был вегетарианцем, ел мало, не более 1 цзиня в день. После еды обязательно гулял. Он говорил, что на рассвете надо идти навстречу звездам, а после еды обязательно надо пройти сто шагов. Каждый день он вставал около трех часов утра и через северные ворота монастыря быстрым шагом поднимался на вершину горы Чжуфэн. Прогулка занимала два часа, после этого он шел в зал тренироваться. Вечером он долго занимался при свете звезд и луны. Перед сном снова совершал прогулку в горы.

 

Хай Дэн - человек-легенда

 

     Хай Дэн скончался в январе 1989 года в возрасте 88 лет. Он был живой легендой, одним из последних могикан «старого Шаолиня».

     Хай Дэн родился в провинции Сычуань в семье портного. Жили очень бедно. С семи лет будущий мастер стал изучать секреты ушу, первым его учителем был родной дядя. Мальчик отличался необыкновенным упорством и через два года свободно выполнял сложные гимнастические упражнения и хорошо владел базовой техникой. Такую же настойчивость и большие способности он проявил в учебе. Хай Дэн был первым учеником в школе, и ему даже доверяли проводить занятия вместо учителя.

     В 12 лет на него обрушилось горе: от рук бандитов погиб отец. Но Хай Дэн не бросил учебу, в 17 лет поступил в училище и в то же время продолжал усердно заниматься ушу. Он стремился достичь гармонии тела и духа. Поиски смысла жизни привели к буддизму. С 17 лет он начал серьезно с присущей ему самоотдачей и настойчивостью изучать учение Будды. Судьба благоволила к нему. Из монастыря Шаолинь в провинцию Сычуань прибыло несколько монахов. Один из них, Юнь Чань, поселился при храме Чжаоцзюэ в городе Чэнду. Весть об этом дошла до Хай Дэна, он отрпавился в город и попросил монаха стать его наставником. Видя рвение юноши и поняв, что он обладает всеми необходимыми моральными качествами для изучения боевых искусств, Юнь Чань согласился взять его в ученики, а позже познакомил с Чу Фэном и Дань Янем, монахами из Шаолиня, которые поселились в священных горах Эмэй.

     Под руководством новых опытных наставников Хай Дэн делал большие успехи. Он так научился управлять своей внутренней энергией, что во время занятий мог заставить забурлить воду в кувшине. Рассказывают также, что однажды Хай Дэн, будучи навеселе, заплутал и спросил дорогу у полицейского, но тот даже не обернулся. Хай Дэн в сердцах махнул рукой, и полицейский, который находился от него на расстоянии трех метров, упал, как от удара.

     После окончания учебы Хай Дэн вместе со своими наставниками отправился в паломничество по святым местам Китая. В 1926 году он был пострижен в монахи и получил имя Хай Дэн. Его заслуги в области храмового ушу были высоко оценены, и в 1933 году известный мастер Шаолиня Чжу Чжихань взял молодого монаха в ученики (Чжу Чжихань умер в 1963 году в возрасте 103 лет). В 26 лет Хай Дэн стал наставником.

     В 1937 году его назначили настоятелем одного из храмов в провинции Сычуань. Рассказывают, что как-то в горах он втретил 23 разбойника, своей необычной силой он так их испугал, что они ушли из этого района.

     В 1946 году Хай Дэн выступил на соревнованиях по ушу в Чэнду. Там он одержал уверенную победу над всеми соперниками, затем был приглашен в Шаолинь в качестве наставника по боевым искусствам.

     В 1947 году он переехал в Шанхай и стал преподавать там ушу. Он принимал участие в редактировании многих книг и пособий по боевым искусствам, был консультантом фильма про народного героя У Суна. В период «культурной революции» Хай Дэн был выслан в родные места, в течение десяти лет вел жизнь отшельника и непрерывно занимался ушу.

     В 1979 году в Пекине была проведена всекитайская конференция буддистов. Все присутствующие приветствовали Хай Дэна горячими аплодисментами. Его боевое искусство высоко оценил Панчен-лама.

     В конце 1982 года по просьбе монахов Шаолиня он стал наставником ушу в монастыре.

     Наставник Хай Дэн был известен и как знаток китайской медицины. Он всегда говорил, что тот, кто хочет добиться успехов в ушу, должен знать медицину и уметь оказать необходимую помощь. Хай Дэна приглашали для консультаций к руководителям страны, он обучал их древним рецептам продления жизни. Хай Дэн известен и как знаток священных книг, некоторые каноны он мог декламировать наизусть.

    Как все видные монахи чань-буддизма, наставник Хай Дэн занимался литературным творчеством. Многие его стихи высоко оценил известный мастер художественного слова Го Можо. В провинции Сычуань был выпущен поэтический сборник «Стихи бродячих монахов Шаолиня». В него вошло более 190 произведений Хай Дэна. Славился он также и как каллиграф.

     Большое внимание наставник Хай Дэн уделял морально-этической стороне воинского искусства. Он никогда не брал в ученики тех, кто был зол, агрессивен или нечестен.

     Жил Хай Дэн, подчиняясь строгим монашеским правилам. Питался раз в день, полностью воздерживался от мяса, даже зимой не носил теплую одежду. На себя тратил очень мало, в основном помогал больным и бедным. Поселившись в монастыре, помогал деньгами монашеской братии и своей родной деревне.

     В последние 40 лет Хай Дэн ночью медитировал. Он садился в позу «лотоса», прикрывал глаза и до утра погружался в глубокую медитацию.

     Ежедневные упражнения ушу и цигун закалили дух и тело наставника. В возрасте 75 лет он мог стоять на двух пальцах в течение 50-60 минут (в молодости выполнял это упражнение в течение двух часов).

     Хай Дэн в совершенстве исполнял 100 комплексов Шаолиня, владел всеми 18 видами оружия, но особенно славился своим искусством фехтования на прямых мечах. Когда он наносил удары мечом, был слышен только свист рассекаемого воздуха, а от сверкания клинка рябило в глазах. Несмотря на малый рост (160 см) и небольшой вес, Хай Дэн обладал мощнейшим ударом. Во время его пребывания в Шанхае сила удара по замерам составила 500 кг. Когда наставник вставал в стойку, его трудно было сдвинуть с места. Он в совершенстве владел не только «искусством тяжести, но и «искусством легкости», мог легко вспрыгнуть на крышу одноэтажного дома.

     Хай Дэн в совершенстве владел «тремя волшебными искусствами Шаолиня»: «искусством движения на столбах сливы-мэйхуа»; «искусством ребенка»; «искусством созерцания пальцев».

     «Искусство движения на столбах сливы-мэйхуа» заключается в выполнении приемов ушу на 11 столбах диаметром 16 см и высотой 4 метра. Многие упражнения, такие как «журавль на одной ноге», «танцующий тигр», «бьющий хвостом дракон» и другие, сложно выполнить даже на земле, а он демонстрировал их на высоченных столбах.

     «Искусство ребенка» заключается в выполнении сложных поз, требующих необыкновенной подвижности суставов и эластичности связок. Оно включает 32 позиции и напоминает «индийскую йогу».

     «Искусство созерцания пальцев» - это сложное медитативное упражнение в стойке на одном или двух пальцах.

 

Настоятель Дэ Чань

 

     С 1955 года монастырь Шаолинь находится под неустанной заботой Дэ Чаня. Он является тридцать первым настоятелем этого монастыря. При нем Шаолинь вернулся к новой жизни. Интересна судьба этого человека.

     Родился Дэ Чань в 1907 году в уезде Дэнфэн провинции Хэнань. Настоящее его имя Лю Хуэйдун. Семья была большая, очень бедная и, когда Лю исполнилось семь лет, отец отдал его в монастырь Шаолинь. В старом Китае родители очень часто отдавали своих детей в монастыри, чтобы спасти их от нищеты, а то и от голодной смерти. В Шаолине мальчик выполнял посильные хозяйственные работы, а через год его взяли в монастырскую школу. Лю прилежно учился и делал определенные успехи, затем его направили в храм Хуанвань (провинция Хубэй) для продолжения обучения. Здесь юный монах изучал китайскую медицину и постигал учение Будды. Четыре года прошли в усердных занятиях. Известный врачеватель, старый монах Цзи Сюэ, который опекал мальчика, был доволен своим учеником. Затем Дэ Чань попал в монастырь Хуэйшань, а скоро снова оказался в Шаолине. Судьба Дэ Чаня неразрывно связанна с монастырем, с тяжелыми и радостными событиями в его истории. В 1928 году, когда монастырь был сожжен, Дэ Чань спас многие священные каноны. Другим тяжелым испытанием для монастыря была «культурная революция». Монастырь был разграблен, монахи, в том числе и Дэ Чань, были репрессированы.

     Но Дэ Чань твердо верил в возрождение Шаолиня, и в конце концов его мечты осуществились: монастырь возродился, о чем знает весь мир.

     Сейчас Дэ Чань, как и в юности, полон сил и энергии. Немалую роль в этом играют регулярные занятия ушу и цигун.

     Дэ Чань с благодарностью вспоминает своего наставника Чжэнь Цзюня и Бай Сугуана. Сечас он сам передает свои знания молодому поколению монахов. Старый настоятель в совершенстве владеет «Большим и малым красным кулаком», «Кулаком мысли и сердца». Когда он выполняет комплексы, его движения все также легки и грациозны, как и в молодости. Он гибок, как ивовый прут, подвижен, как играющая обезьяна, грозен, как свирепый тигр и исполнен мощи, как плывущий дракон.

     В знак признания заслуг в области ушу его избрали руководителем группы изучения боевых искусств Шаолиня, почетным директором школы боевых искусств Шаолиня.

     Очень большим авторитетом Дэ Чань пользуется в религиозных кругах. Он является членом правления буддийской ассоциации Китая, первым заместителем председателя буддийской ассоциации провинции Хэнань.

     Не забывает Дэ Чань и уроки своего учителя Цзи Сюэ, открывшего ему секреты китайской медицины. Многим больным он помог избавиться от недуга.

 

 

«Цигун и Спорт» №5-6 1994 год.

 


СoinsUP.com - игровая валюта, премиум и донат бесплатно для онлайн игр

 

 

Сайт основан

11 мая 2004 года.

Ассоциация УЛИТКА - каталог ресурсов интернет Каталог сайтов iLinks.RU Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU Фото каталог Ивлим.Ру: информация и развлечения Rambler's Top100

Hosted by uCoz